Психологический словарь терминов по НЛП и гипнозу

Психологический словарь терминов по НЛП и гипнозу

Аналоговый — изменяющийся непрерывно в некоторых пределах подобно плавному регулятору напряжения. 

Аптайм — состояние, в котором все внимание и чувства обращены вовне. 

Ассоциация — погруженность в переживание, при воспроизведении которого человек видит события своими собственными глазами, воспринимая его всеми органами чувств. 

Аудиальный — относящийся к органам слуха. 

Ведение — изменение своего собственного поведения в режиме раппорта, необходимого для того, чтобы другой человек следовал за вами. 

Ведущая система — репрезентативная система, в которой ведется поиск информации для того, чтобы ввести ее в сознание. 

Визуализация — процесс построения визуальных образов в мозге. 

Визуальный — имеющий отношение к органам зрения. 

Вкусовой – имеющий отношение к органам вкуса. 

Внутренние образы информации, которые мы создаем и храним в своем мозге в виде комбинаций образов звуков, ощущений, запахов и вкусов. Возврат обзор или резюме с использованием ключевых слов и тона голоса других людей (участников совещания, например). 

Вторая позиция — восприятие мира с точки зрения другого человека. Находиться во второй позиции это значит быть настроенным и находиться в контакте с его реальностью. Одна из трех позиций, остальные носят названия первой и третьей позиции. 

Глазные сигналы доступа — движения глаз в определенных направлениях, которые указывают на визуальный, аудиальный или кинестетический способ мышления. 

Глубинная структура — полная лингвистическая форма высказывания, из которой возникает поверхностная структура. 

Даунтайм — состояние легкого транса, когда ваше внимание обращено внутрь, к вашим собственным мыслям и ощущениям. 

Деление — изменение восприятия путем перехода вверх или вниз по логическим уровням. 

Деление вверх — это переход на более высокий логический уровень, который включает в себя то, чем вы занимаетесь. 

Деление вниз — это переход на более низкий уровень к более конкретным примерам того, чем вы занимаетесь. Эти переходы могут быть выполнены по аналогии с переходом: класс, член класса (или часть), целое. 

Дискретный — изменяющийся между двумя различными состояниями подобно выключателю, который может быть либо включен, либо выключен. Диссоциированный невключенный в переживание, рассматривающий и слышащий ситуацию со стороны. 

Идентичность ваш Я — образ или Я — концепция. Кем вы себя считаете. Целостность вашего существа. Искажение процесс, в результате которого некоторый опыт оказывается неточно представленным во внутреннем переживании в ограниченной форме. 

Кавычки — однажды мы прочитали определение кавычек, которое гласило: «Лингвистический паттерн, в котором ваше сообщение выражается так, как будто его говорит кто-то другой». 

Калибровка — точное узнавание состояния другого человека по невербальным сигналам. 

Кинестетический — ощущения тела, тактильные ощущения и внутренние чувства, такие, как вспоминаемые впечатления и эмоции, а также чувство равновесия. 

Ключи доступа — все то, с помощью чего мы настраиваем наши тела, используя дыхание, позу, жесты и движения глаз, на определенного рода мышление. 

Комплексная эквивалентность — два утверждения, которые рассматриваются как имеющие один и тот же смысл, например: «Он не смотрит на меня, значит, он не слышит того, что я говорю». 

Конгруэнтность — состояние целостности и полной искренности, когда все части личности работают вместе, преследуя одну цель. 

Критерий то, что является важным для вас в конкретном контексте. Критерий хорошо сформулированного результата способ мышления о результате и способ его выражения, который делает его как достижимым, так и проверяемым. Это основа согласования результатов и получения таких решений, в которых нет проигравших. 

Карта реальности (модель мира) — уникальное представление о мире каждого человека, построенное из его индивидуальных восприятии и индивидуального опыта. 

Линия времени — способ, которым мы храним картинки, звуки и ощущения прошлого, настоящего и будущего. 

Логический уровень — нечто находится на более высоком логическом уровне, если оно включает в себя то, что находится на 6oaqe низком логическом уровне. 

Мета – существующий на более высоком логическом уровне. Из греческого, имеет значения после, за, через. 

Метамодель — модель языка, которая определяет те лингвистические паттерны, которые делают неясным смысл коммуникации, благодаря процессам искажения, упущения и обобщения, и определяет конкретные вопросы, имеющие целью прояснить и поставить под сомнение неточности языка, чтобы восстановить их связь с сенсорным опытом и с глубинной структурой. 

Мета осознание — знание о знании: обладание умением и знанием об этом обладании с целью объяснить то, как вы реализуете это уединение. Метафора косвенное сообщение в виде истории или об разного выражения, использующего сравнение.  К метафорам относятся сравнения, притчи и аллегории. 

Милтон-модель — обращение метамодели, использующее специальные неясные обороты речи для присоединения к опыту другого человека и получения доступа к неосознаваемым ресурсам. 

Модальный оператор возможности — лингвистический термин для обозначения слов, указывающих на возможность действия (могу, не могу и т.п.). Модальный оператор необходимости лингвистический термин для обозначения слов, указывающих на обязательные действия (должен, необходимо, обязан и т.п.). 

Моделирование — процесс распознавания последовательности идей и поведении, которая позволяет справиться с задачей. Основа ускоренного обучения. 

Модель — практическое описание того, как что-то действует, конечная цель которого использование на практике. Обобщенная, искаженная и содержащая упущения копия. 

Модель мира (карта реальности) — уникальные представления о мире каждого человека, построенные из индивидуальных восприятии и опыта. Сущностное целое личных принципов действия индивидуума. 

Множественное описание — процесс описания одной и той же вещи с различных точек зрения. 

Наложение
 — использование одной репрезентативной системы для получения доступа к другой репрезентативной системе, например, получение зрительного образа и затем восстановление звуков в нем. 

Намерение — цель, желаемый результат. 

Нейрологические уровни — известны также как различные логические уровни индивидуального опыта: окружение, поведение, способности, убеждения, идентичность и духовность. 

Нейролингвистическое программирование – изучение мастерства и модель того, как люди структурируют свой опыт. 

Неконгруэнтность — такое состояние, когда что-то вас сдерживает, вы не полностью уверены в результате, внутренний конфликт. 

Необходимое разнообразие — гибкость мышления и поведения. Неосознаваемое (подсознание) все то, что в настоящий момент не представлено в вашем сознании . 

Неспецифические глаголы — глаголы, которые ничего не говорят о том, каким образом действие было выполнено. Процесс не определен. Неспецифические существительные, которые не определяют точно, к кому или к чему они относятся. 

Новый код — описание НЛП, которое берет свое начало с книги Джона Гриндера и Джудит Делозье «Черепахи и так внизу». 

Номинализация — лингвистический термин для обозначения процесса превращения глагола в абстрактное существительное и для обозначения самого существительного, образованного таким способом. 

Обобщение — процесс, посредством которого один специфический опыт становится репрезентацией целого класса опытов. 

Обонятельный — относящийся к органам обоняния. 

Объединенное поле – единая структура НЛП. Трехмерная матрица неврологических уровней, позиций восприятия и времени. 

Отражение — точная подстройка к целой части поведения другого человека. Паттерн систематически повторяющийся, устойчивый элемент (фрагмент) или последовательность элементов (фрагментов) поведения. 

Первая позиция — восприятие мира только со своей точки зрения, пребывание в полном контакте со своей собственной внутренней реальностью. Одна из трех позиций восприятия, остальные называются: вторая и третья позиции. Перекрестное присоединение отражение языка тела человека с использованием движения другого типа, например, подстройка качанием ноги к ритму его речи. 

Поведение — любая активность, в которую мы вовлечены, включая процесс мышления. 

Поверхностная структура — лингвистический термин для обозначения устных и письменных сообщений, приходящих из глубинной структуры посредством упущения, искажения и обобщения. 

Подстройка — заимствование деталей поведения другого человека с целью усиления раппорта. 

Позиция восприятия — точка зрения, которую мы принимаем в некоторый момент времени, может быть: нашей собственной (первая позиция), нашего собеседника (вторая позиция) и позицией объективного и благосклонного наблюдателя (третья позиция). 

Предикаты — сенсорно-основанные слова, указывающие на использование той или иной репрезентативной системы. 

Предпочитаемая система — репрезентативная система, которую индивидуум чаще всего использует для сознательного мышления и которая организует его опыт. 

Пресуппозиции — идеи или утверждения, которые следует считать самими собой разумеющимися для того, чтобы коммуникация имела смысл. Присоединение к будущему мысленная репетиция результата с целью повышения гарантии того, что желаемое поведение произойдет. Пунктуационная двусмысленность двусмысленность, созданная соединением двух отдельных предложений в одно, из которого всегда можно попытаться извлечь смысл. 

Разговорные постулаты — гипнотические формы языка вопросы, которые интерпретируются как команды. 

Различение — процесс поиска различий. 

Разрыв — использование паттернов поведения, отличающихся от паттернов другого человека, разрушение раппорта с целью изменения направления, прерывания или окончания совещания или разговора. 

Рамка «как будто» — это те случаи, когда вы притворяетесь, что некоторое событие уже произошло, и тогда думая, что оно «как будто» случилось, провоцируете творческое решение проблемы путем мысленно преодоления очевидных препятствий в направлении к желаемому решению. Рамка набор контекстов или способов восприятия чего-либо, как, например, в рамке результата, в рамке раппорта, в рамке возврата и т.п. 

Раппорт — процесс построения и поддержания отношений взаимного доверия и понимания между двумя или более людьми, возможность вызывать реакции других людей. 

Репрезентативная система — то, как мы кодируем информацию в своем мозге в одной или нескольких сенсорных системах: визуальной, аудиальной, кинестетической, вкусовой и обонятельной. 

Репрезентация — кодирование и накопление сенсорной информации в мозге. Ресурсное состояние неврологическое и физическое состояние человека в целом, когда он чувствует себя обладающим ресурсами. 

Ресурсы — любые средства, которые могут быть задействованы для достижения результата: физиология, состояния, мысли, стратегии, переживания, люди, события или вещи. 

Рефрейминг — изменение рамки в отношении утверждения, чтобы придать ему другой смысл. 

Рефрейминг контекста — изменение контекста утверждения с целью придать ему другой смысл: «В каких условиях это было бы подходящей реакцией?» 

Рефрейминг содержания — придание утверждению другого смысла путем перевода внимания на другую часть содержания, задавая вопрос: «Что еще могло бы это значить?» 

Сенсорная чувствительность — приобретение умений делать более тонкие и более полезные различения в отношении сенсорной информации, которую мы получаем из окружающего мира. 

Сенсорно-основанное описание — информация, которая является непосредственно наблюдаемой и обнаруживаемой с помощью органов чувств. Существует различие между описанием: «Губы растянуты, видны некоторые зубы, и уголки рта приподняты», и: «Она счастлива», которое является интерпретацией. 

Синестезия — автоматическая связь, которая устанавливается между различными каналами восприятия. 

Синтаксическая двусмысленность — в английском языке двусмысленное утверждение, в котором глагол с ing — говым окончанием может служить либо прилагательным, либо глаголом, например: «Influencing people can make а difference». 

Согласование результатов — процесс подгонки различных результатов друг к другу, оптимизация решений. Основа таких переговоров, в которых обе стороны оказываются в выигрыше 

Сознание — все то, что осознается в данный момент времени. 

Состояние — ваши чувства, ваше настроение. Единство неврологических и физических процессов, протекающих в индивидууме в любой момент времени. Состояние, в котором мы находимся, оказывает влияние на наши способности и интерпретации опыта. 

Способность — успешная стратегия выполнения некоторого задания. Стратегия последовательность мыслей и действий для получения конкретного результата. 

Субмодальности — различия внутри каждой репрезентативной системы, характеристики наших внутренних репрезентаций, самые маленькие строительные кирпичики наших мыслей. 

Транс — измененное состояние сознания, когда внимание направлено внутрь и сосредоточено на незначительном количестве стимулов. 

Третья позиция — восприятие мира с точки зрения стороннего и благосклонного наблюдателя. Одна из трех позиций восприятия, остальные носят названия первой и второй позиц ий. 

Тройное описание — процесс восприятия опыта с первой, второй и третьей позиций. 

Убеждения — обобщения, которые мы делаем относительно окружающего нас мира и наших принципов взаимодействия с ним. 

Универсальные квантификаторы — лингвистические термины для обозначения таких слов, как каждый, все и др., которые не допускают исключений. Одна из категорий метамодели. 

Упущение — пропуск части опыта в речи или мышлении. 

Физиологический — относящийся к физиологии человека. 

Фильтры восприятия — уникальные идеи, опыт, убеждения и язык, которые формируют нашу модель мира. 

Фонетическая двусмысленность — два слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Например: порог и порок. 

Части субличности со своими намерениями, иногда конфликтующие друг с другом. 

Экология — забота о целостности взаимосвязей между существом и окружающей средой. Употребляется также в отношении внутренней экологии: уравновешенность взаимосвязей между личностью и ее мыслями, поведением, способностями, ценностями и убеждениями. Динамическое равновесие элементов в системе. 

Эпистемология — изучение того, как мы знаем о том, что мы знаем что-то. Теория познания. 

Якорение — процесс, посредством которого любой стимул или репрезентация (внешняя или внутренняя) оказывается связанной с некоторой реакцией и запускает ее проявление. Якоря могут возникать естественным образом и могут быть установлены намеренно.