Психологический словарь терминов по НЛП и гипнозу

Психологический словарь терминов по НЛП и гипнозу

Аналоговый – изменяющийся непрерывно в некоторых пределах подобно плавному регулятору напряжения. 

Аптайм – состояние, в котором все внимание и чувства обращены вовне. 

Ассоциация – погруженность в переживание, при воспроизведении которого человек видит события своими собственными глазами, воспринимая его всеми органами чувств. 

Аудиальный – относящийся к органам слуха. 

Ведение – изменение своего собственного поведения в режиме раппорта, необходимого для того, чтобы другой человек следовал за вами. 

Ведущая система – репрезентативная система, в которой ведется поиск информации для того, чтобы ввести ее в сознание. 

Визуализация – процесс построения визуальных образов в мозге. 

Визуальный – имеющий отношение к органам зрения. 

Вкусовой – имеющий отношение к органам вкуса. 

Внутренние образы информации, которые мы создаем и храним в своем мозге в виде комбинаций образов звуков, ощущений, запахов и вкусов. Возврат обзор или резюме с использованием ключевых слов и тона голоса других людей (участников совещания, например). 

Вторая позиция – восприятие мира с точки зрения другого человека. Находиться во второй позиции это значит быть настроенным и находиться в контакте с его реальностью. Одна из трех позиций, остальные носят названия первой и третьей позиции. 

Глазные сигналы доступа – движения глаз в определенных направлениях, которые указывают на визуальный, аудиальный или кинестетический способ мышления. 

Глубинная структура – полная лингвистическая форма высказывания, из которой возникает поверхностная структура. 

Даунтайм – состояние легкого транса, когда ваше внимание обращено внутрь, к вашим собственным мыслям и ощущениям. 

Деление – изменение восприятия путем перехода вверх или вниз по логическим уровням. 

Деление вверх – это переход на более высокий логический уровень, который включает в себя то, чем вы занимаетесь. 

Деление вниз – это переход на более низкий уровень к более конкретным примерам того, чем вы занимаетесь. Эти переходы могут быть выполнены по аналогии с переходом: класс, член класса (или часть), целое. 

Дискретный – изменяющийся между двумя различными состояниями подобно выключателю, который может быть либо включен, либо выключен. Диссоциированный невключенный в переживание, рассматривающий и слышащий ситуацию со стороны. 

Идентичность ваш Я – образ или Я – концепция. Кем вы себя считаете. Целостность вашего существа. Искажение процесс, в результате которого некоторый опыт оказывается неточно представленным во внутреннем переживании в ограниченной форме. 

Кавычки – однажды мы прочитали определение кавычек, которое гласило: “Лингвистический паттерн, в котором ваше сообщение выражается так, как будто его говорит кто-то другой”. 

Калибровка – точное узнавание состояния другого человека по невербальным сигналам. 

Кинестетический – ощущения тела, тактильные ощущения и внутренние чувства, такие, как вспоминаемые впечатления и эмоции, а также чувство равновесия. 

Ключи доступа – все то, с помощью чего мы настраиваем наши тела, используя дыхание, позу, жесты и движения глаз, на определенного рода мышление. 

Комплексная эквивалентность – два утверждения, которые рассматриваются как имеющие один и тот же смысл, например: “Он не смотрит на меня, значит, он не слышит того, что я говорю”. 

Конгруэнтность – состояние целостности и полной искренности, когда все части личности работают вместе, преследуя одну цель. 

Критерий то, что является важным для вас в конкретном контексте. Критерий хорошо сформулированного результата способ мышления о результате и способ его выражения, который делает его как достижимым, так и проверяемым. Это основа согласования результатов и получения таких решений, в которых нет проигравших. 

Карта реальности (модель мира) – уникальное представление о мире каждого человека, построенное из его индивидуальных восприятии и индивидуального опыта. 

Линия времени – способ, которым мы храним картинки, звуки и ощущения прошлого, настоящего и будущего. 

Логический уровень – нечто находится на более высоком логическом уровне, если оно включает в себя то, что находится на 6oaqe низком логическом уровне. 

Мета – существующий на более высоком логическом уровне. Из греческого, имеет значения после, за, через. 

Метамодель – модель языка, которая определяет те лингвистические паттерны, которые делают неясным смысл коммуникации, благодаря процессам искажения, упущения и обобщения, и определяет конкретные вопросы, имеющие целью прояснить и поставить под сомнение неточности языка, чтобы восстановить их связь с сенсорным опытом и с глубинной структурой. 

Мета осознание – знание о знании: обладание умением и знанием об этом обладании с целью объяснить то, как вы реализуете это уединение. Метафора косвенное сообщение в виде истории или об разного выражения, использующего сравнение.  К метафорам относятся сравнения, притчи и аллегории. 

Милтон-модель – обращение метамодели, использующее специальные неясные обороты речи для присоединения к опыту другого человека и получения доступа к неосознаваемым ресурсам. 

Модальный оператор возможности – лингвистический термин для обозначения слов, указывающих на возможность действия (могу, не могу и т.п.). Модальный оператор необходимости лингвистический термин для обозначения слов, указывающих на обязательные действия (должен, необходимо, обязан и т.п.). 

Моделирование – процесс распознавания последовательности идей и поведении, которая позволяет справиться с задачей. Основа ускоренного обучения. 

Модель – практическое описание того, как что-то действует, конечная цель которого использование на практике. Обобщенная, искаженная и содержащая упущения копия. 

Модель мира (карта реальности) – уникальные представления о мире каждого человека, построенные из индивидуальных восприятии и опыта. Сущностное целое личных принципов действия индивидуума. 

Множественное описание – процесс описания одной и той же вещи с различных точек зрения. 

Наложение
 – использование одной репрезентативной системы для получения доступа к другой репрезентативной системе, например, получение зрительного образа и затем восстановление звуков в нем. 

Намерение – цель, желаемый результат. 

Нейрологические уровни – известны также как различные логические уровни индивидуального опыта: окружение, поведение, способности, убеждения, идентичность и духовность. 

Нейролингвистическое программирование – изучение мастерства и модель того, как люди структурируют свой опыт. 

Неконгруэнтность – такое состояние, когда что-то вас сдерживает, вы не полностью уверены в результате, внутренний конфликт. 

Необходимое разнообразие – гибкость мышления и поведения. Неосознаваемое (подсознание) все то, что в настоящий момент не представлено в вашем сознании . 

Неспецифические глаголы – глаголы, которые ничего не говорят о том, каким образом действие было выполнено. Процесс не определен. Неспецифические существительные, которые не определяют точно, к кому или к чему они относятся. 

Новый код – описание НЛП, которое берет свое начало с книги Джона Гриндера и Джудит Делозье “Черепахи и так внизу”. 

Номинализация – лингвистический термин для обозначения процесса превращения глагола в абстрактное существительное и для обозначения самого существительного, образованного таким способом. 

Обобщение – процесс, посредством которого один специфический опыт становится репрезентацией целого класса опытов. 

Обонятельный – относящийся к органам обоняния. 

Объединенное поле – единая структура НЛП. Трехмерная матрица неврологических уровней, позиций восприятия и времени. 

Отражение – точная подстройка к целой части поведения другого человека. Паттерн систематически повторяющийся, устойчивый элемент (фрагмент) или последовательность элементов (фрагментов) поведения. 

Первая позиция – восприятие мира только со своей точки зрения, пребывание в полном контакте со своей собственной внутренней реальностью. Одна из трех позиций восприятия, остальные называются: вторая и третья позиции. Перекрестное присоединение отражение языка тела человека с использованием движения другого типа, например, подстройка качанием ноги к ритму его речи. 

Поведение – любая активность, в которую мы вовлечены, включая процесс мышления. 

Поверхностная структура – лингвистический термин для обозначения устных и письменных сообщений, приходящих из глубинной структуры посредством упущения, искажения и обобщения. 

Подстройка – заимствование деталей поведения другого человека с целью усиления раппорта. 

Позиция восприятия – точка зрения, которую мы принимаем в некоторый момент времени, может быть: нашей собственной (первая позиция), нашего собеседника (вторая позиция) и позицией объективного и благосклонного наблюдателя (третья позиция). 

Предикаты – сенсорно-основанные слова, указывающие на использование той или иной репрезентативной системы. 

Предпочитаемая система – репрезентативная система, которую индивидуум чаще всего использует для сознательного мышления и которая организует его опыт. 

Пресуппозиции – идеи или утверждения, которые следует считать самими собой разумеющимися для того, чтобы коммуникация имела смысл. Присоединение к будущему мысленная репетиция результата с целью повышения гарантии того, что желаемое поведение произойдет. Пунктуационная двусмысленность двусмысленность, созданная соединением двух отдельных предложений в одно, из которого всегда можно попытаться извлечь смысл. 

Разговорные постулаты – гипнотические формы языка вопросы, которые интерпретируются как команды. 

Различение – процесс поиска различий. 

Разрыв – использование паттернов поведения, отличающихся от паттернов другого человека, разрушение раппорта с целью изменения направления, прерывания или окончания совещания или разговора. 

Рамка “как будто” – это те случаи, когда вы притворяетесь, что некоторое событие уже произошло, и тогда думая, что оно “как будто” случилось, провоцируете творческое решение проблемы путем мысленно преодоления очевидных препятствий в направлении к желаемому решению. Рамка набор контекстов или способов восприятия чего-либо, как, например, в рамке результата, в рамке раппорта, в рамке возврата и т.п. 

Раппорт – процесс построения и поддержания отношений взаимного доверия и понимания между двумя или более людьми, возможность вызывать реакции других людей. 

Репрезентативная система – то, как мы кодируем информацию в своем мозге в одной или нескольких сенсорных системах: визуальной, аудиальной, кинестетической, вкусовой и обонятельной. 

Репрезентация – кодирование и накопление сенсорной информации в мозге. Ресурсное состояние неврологическое и физическое состояние человека в целом, когда он чувствует себя обладающим ресурсами. 

Ресурсы – любые средства, которые могут быть задействованы для достижения результата: физиология, состояния, мысли, стратегии, переживания, люди, события или вещи. 

Рефрейминг – изменение рамки в отношении утверждения, чтобы придать ему другой смысл. 

Рефрейминг контекста – изменение контекста утверждения с целью придать ему другой смысл: “В каких условиях это было бы подходящей реакцией?” 

Рефрейминг содержания – придание утверждению другого смысла путем перевода внимания на другую часть содержания, задавая вопрос: “Что еще могло бы это значить?” 

Сенсорная чувствительность – приобретение умений делать более тонкие и более полезные различения в отношении сенсорной информации, которую мы получаем из окружающего мира. 

Сенсорно-основанное описание – информация, которая является непосредственно наблюдаемой и обнаруживаемой с помощью органов чувств. Существует различие между описанием: “Губы растянуты, видны некоторые зубы, и уголки рта приподняты”, и: “Она счастлива”, которое является интерпретацией. 

Синестезия – автоматическая связь, которая устанавливается между различными каналами восприятия. 

Синтаксическая двусмысленность – в английском языке двусмысленное утверждение, в котором глагол с ing – говым окончанием может служить либо прилагательным, либо глаголом, например: “Influencing people can make а difference”. 

Согласование результатов – процесс подгонки различных результатов друг к другу, оптимизация решений. Основа таких переговоров, в которых обе стороны оказываются в выигрыше 

Сознание – все то, что осознается в данный момент времени. 

Состояние – ваши чувства, ваше настроение. Единство неврологических и физических процессов, протекающих в индивидууме в любой момент времени. Состояние, в котором мы находимся, оказывает влияние на наши способности и интерпретации опыта. 

Способность – успешная стратегия выполнения некоторого задания. Стратегия последовательность мыслей и действий для получения конкретного результата. 

Субмодальности – различия внутри каждой репрезентативной системы, характеристики наших внутренних репрезентаций, самые маленькие строительные кирпичики наших мыслей. 

Транс – измененное состояние сознания, когда внимание направлено внутрь и сосредоточено на незначительном количестве стимулов. 

Третья позиция – восприятие мира с точки зрения стороннего и благосклонного наблюдателя. Одна из трех позиций восприятия, остальные носят названия первой и второй позиц ий. 

Тройное описание – процесс восприятия опыта с первой, второй и третьей позиций. 

Убеждения – обобщения, которые мы делаем относительно окружающего нас мира и наших принципов взаимодействия с ним. 

Универсальные квантификаторы – лингвистические термины для обозначения таких слов, как каждый, все и др., которые не допускают исключений. Одна из категорий метамодели. 

Упущение – пропуск части опыта в речи или мышлении. 

Физиологический – относящийся к физиологии человека. 

Фильтры восприятия – уникальные идеи, опыт, убеждения и язык, которые формируют нашу модель мира. 

Фонетическая двусмысленность – два слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Например: порог и порок. 

Части субличности со своими намерениями, иногда конфликтующие друг с другом. 

Экология – забота о целостности взаимосвязей между существом и окружающей средой. Употребляется также в отношении внутренней экологии: уравновешенность взаимосвязей между личностью и ее мыслями, поведением, способностями, ценностями и убеждениями. Динамическое равновесие элементов в системе. 

Эпистемология – изучение того, как мы знаем о том, что мы знаем что-то. Теория познания. 

Якорение – процесс, посредством которого любой стимул или репрезентация (внешняя или внутренняя) оказывается связанной с некоторой реакцией и запускает ее проявление. Якоря могут возникать естественным образом и могут быть установлены намеренно.